Такое не часто встретишь, чтобы американский пастор служил в славянской церкви. А именно это и случилось в Grace Ave Bible Church. Проповедник, учитель, молодежный душепопечитель и наставник, миссионер в Индии Гарри Балл на протяжении пяти лет вместе со своей женой Джен, консультантом по семейным вопросам, служили прекрасным примером самопожертвования и любви к Господу в славянской церкви Grace Avenue Bible Church. О его обращении к Богу, понимании миссии и подготовке молодых служителей читайте в интервью одного из молодежных лидеров общины Давида Кархута.
Давид Кархут: - Gary, Вы пришли к Богу уже в довольно немолодом возрасте. Расскажите историю своего обращения.
Gary Ball: - Помню, как еще с юных лет задавался вопросом, кто такой Бог. Я вырос в многонациональной семье, мои родители верили в разных богов. Своего отца охарактеризовал бы как агностика. Моя мать была воспитана в буддисткой традиции. Следовательно, родители очень мало учили меня религии.
Когда мне было около восьми, отец почему-то решил, что я должен пойти в Воскресную школу. Это был очень неприятный опыт, поскольку я не знал ни других детей, ни учителя. Учитель был не очень приветлив, поэтому я просто сидел в одиночестве и слушал. В классе возник вопрос о католиках, и учитель ответил, что есть «хорошие» христиане и «плохие», и заверил детей в классе, что «мы» - «хорошие» христиане. Мне оставалось только задаваться вопросом: если эти люди, которые осуждали других и были неприветливы, считали себя «хорошими» христианами, то какие же тогда «плохие»? Да и как эти люди узнали, что они на самом деле «хорошие» христиане? Я не видел в их словах и поступках много добра. Излишне говорить, что я не собирался продолжать ходить в Воскресную школу.
В это время мы жили с моей бабушкой по материнской линии. Она была одной из лидеров в своем буддийском храме и проводила молитвенные собрания у себя дома. Я смотрел на все это с восхищением, поскольку они сидели в кругу и пели какие-то «молитвы», которые звучали как определенные фразы, повторяемые снова и снова. Я не знал японского языка, поэтому не мог быть уверен, о чем идет речь. Рассказываю это потому, что моя бабушка, которая точно не была христианкой, почти слепая и очень бедная, оставалась гостеприимной, создавала уютную атмосферу, буквально проходила целые мили, чтобы покормить или одеть нуждающихся, которые вообще ничего не имели. Это было для меня мощным свидетельством. И все же, в то время ее религия казалась мне какой-то странной: воскурение ладана, пение и резные идолы на семейном домашнем алтаре.
Итак, в детстве я пришел к выводу, что все люди, должно быть, понимают Бога по-разному. Когда сравнивал слова и действия многих людей, которые утверждали, что они христиане, с жизнью моей буддистской бабушки, приходил к заключению, что христианский Бог, вероятно, не был очень хорошим. Знаю, что это был вывод, сделанный незрелым ребенком, основанный на небольшом опыте, но он повлиял на мое мышление на многие годы. Особенно, когда изучал всемирную историю в колледже и узнал, как церковь часто становилась неотъемлемой частью правящего класса какого-либо государства, как с помощью правителей, которые щедро отвешивали большие суммы денег, церковный клир держал свое стадо под контролем… Тогда пришел к выводу, что христианство было просто своеобразным способом контроля доверчивых людей и, вероятно, не имело ничего общего с Богом.
Такими были мои ранние убеждения. Повзрослев, я продолжал свои поиски познания Бога. Обычно игнорировал любые доказательства того, что христианский Бог – единственно истинный. И это несмотря на то, что я женился на женщине, которая была воспитана христианкой, верила в Иисуса и ходила в церковь. Я уважал веру моей жены Jan, но, к сожалению, когда спросил о ее убеждениях, она не была готова рассказать мне, почему именно верила в своего Бога. Она просто верила. Я вовсе не критикую свою жену: ее слова и действия всегда были прекрасным свидетельством об Иисусе, но Jan не могла ответить на вопросы, которые я так часто задавал. Впрочем, и другие мои друзья-христиане не могли ответить. У них просто была вера. Согласитесь, не самый лучший ответ.
Я провел годы, читая о различных религиях, в первую очередь о буддизме и некоторых движениях Нью-Эйдж. Все эти книги убедили меня в том, что сущность Бога невозможно познать, что Он создал землю и человечество, а затем все развивалось экспериментальным путем во Вселенной. И далее Он, якобы, удалился, чтобы еще что-то совершить... Я стал убежденным деистом, но это вовсе не удовлетворяло мою душу.
Д. К.: - Бог по Своей великой благодати не оставлял Вас в покое?
G. B.: - Да. Когда мне было уже за сорок, я почувствовал, что Бог, Которого я не знал, снова побуждает меня к поискам Его. Тогда я был пилотом авиалайнера, и Господь начал посылать очень благочестивых людей, которые вместе со мной были в одной кабине, людей, которые оказались верными Божьими свидетелями. К сожалению, из-за своего раннего опыта у меня сложилось предубеждение против христианства, поэтому я часто игнорировал слова тех, кто его исповедовал. Однако, их действия говорили громче. К сожалению, у большинства из моих сотрудников не было ответов на мои вопросы, но однажды я летел с христианином, которому подарили книгу, автором которой был его друг – Фрэнк Турек. Он тоже был когда-то пилотом, но оставил свою профессию, чтобы учиться в семинарии. Мой коллега дал мне эту книгу «У меня недостаточно веры, чтобы быть атеистом», написанной Нормом Гейслером и Фрэнком Туреком.
Я собирался прочесть эту книгу, но некоторое время она просто лежала у меня на тумбочке возле кровати, пока я не попал в аварию и не оказался прикованным к постели на некоторое время. От скуки я стряхнул пыль с книги и начал читать. Я был восхищен! Здесь я нашел ответы на многие вопросы, которые не раз задавал своим христианским друзьям. Когда продолжал чтение, меня осенило: вероятно, в христианстве есть смысл! Я обратил внимание на другие книги и авторов, упомянутых в этом издании, заказал их и просто “поглощал” одну за другой. Это труды по христианской апологетике, которые написали Уильям Крейг, Дж. П. Морленд, К. С. Льюис и Ли Стробэл. Некоторое время спустя начал слушать Библию на протяжении двух с половиной часов, пока добирался на работу. Конечно, большая часть Ветхого Завета казалась мне странной, поскольку в моем сердце не было еще Святого Духа. Тем не менее, я начал находить Библию убедительной, а сочетание слушания Слова Божьего и аргументированных объяснений христианской веры апологетами привело меня к выводу, что христианский Бог – единственный истинный Бог.
И когда однажды я оказался наедине с Иисусом в гостиничном номере в Бербанке в Калифорнии я помолился, чтобы Иисус Христос, если Он единственный истинный Бог, доказал мне это. Именно тогда я дал обет, что буду почитать Его как Бога. И у Него оказались более удивительные способы открыть Себя, чем я мог представить.
Д. К.: - Что изменилось в Вашей жизни после того, как Вы пришли к Богу?
G. B.: - В дополнение к сильному желанию узнать все, что только возможно, об Иисусе, я стал гораздо больше сосредотачиваться на служении. И был полон решимости дать ответ о своем уповании каждому, кто поинтересуется, почему я пришел к вере во Христа. Я также занялся обучением других, чтобы и они могли объяснить основы своей веры тем, кто не утвержден или еще не знает о Боге.
Д. К.: - По профессии Вы – военный летчик. Раньше, еще до уверования, когда было страшно, молились ли Вы перед вылетом? Или Вам не было страшно?
G. B.: - Хороший вопрос. Чтобы быть успешным пилотом-истребителем в первую очередь необходимо уметь контролировать свои мысли. Мышление должно быть подчинено дисциплине и сосредоточено на поставленной задаче. Безусловно, я сталкивался с некоторыми очень стрессовыми, даже опасными ситуациями во время полета, но всегда был полностью сосредоточен на тех задачах, которые необходимо было выполнить, чтобы безопасно вернуться на базу. В кабине не должно было быть места страху. Потом, уже после разбора и обсуждения полетов, начинал понимать серьезность опасности, с которой сталкивались, и, возможно, тогда и закрадывалась какая-то тревога. Не помню, чтобы я молился непосредственно в кабине перед вылетом, но вечером, перед сном (и это было еще до того, как я стал христианином!) повторял молитву “Отче наш”.
Д. К.: - Вы – магистр христианской апологетики. Почему решили учиться в духовной семинарии? И насколько важно иметь знания, чтобы уметь защитить свою веру от всякого рода заблуждений?
G. B.: - Апологетика занимает особое место в моем сердце, поскольку именно благодаря трудам многих великих апологетов я пришел к вере во Христа. Когда покаялся перед Богом, я почувствовал призвание продолжать изучать все, что только можно, чтобы помогать другим (у которых нет желания изучать апологетику), иметь возможность аргументировано отвечать тем, кто спрашивает, почему они верят в Иисуса. Вскоре после моего обращения в нашей поместной церкви состоялась конференция по апологетике, которую проводили Дж. П. Морленд, Крейг Хейзен и другие. Я не смог принять в ней участие (был тогда уже пилотом коммерческой авиалинии после военно-морского флота), но моя жена присутствовала и приобрела для меня компакт-диски с записями конференции. Слушал запись с выступлениями проповедников, многие из которых были профессорами Biola University и имели степень магистра христианской апологетики. Когда услышал это, решил, что и мне нужно учиться. Не все должны стать магистрами христианской апологетики, но я полностью согласен с апостолом Петром, который призывает: “будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением” (1 Петра 3:15).
Д. К.: - Быть настоящим христианином в этом мире зла во все времена – всегда рискованное призвание. Ваша профессия летчика тоже требовала смелости. Военная дисциплина каким-то образом помогает Вам в следовании за Богом? Ведь в Евангелии часто христианин сравнивается с воином Христа.
G. B.: - Еще один хороший вопрос. Да, несомненно, дисциплина, которой мне нужно было придерживаться как пилоту: долгие часы обучения, преодоление сомнений и столкновение с трудностями – все это было бесценным опытом для того, чтобы впоследствии стать смелым учеником Христа. Возможно, одним из самых прочных достояний этого опыта было то, что в относительно молодом возрасте мне пришлось столкнуться с фактом, что я смертен. Мне пришлось ответить себе и на этот вопрос: готов ли я отдать свою жизнь, чтобы служить и защищать свою страну как военный летчик? Все христиане должны задать себе похожую версию этого вопроса: “Готов ли я отдать свою жизнь, чтобы служить и прославлять Господа Иисуса Христа?” Или же я обычно задаю вопрос, который американский христианский философ Даллас Уиллард задавал своим ученикам: “За кого или за что вы готовы умереть?” Думаю, ваш ответ многое скажет о глубине вашей веры.
Д. К.: - Как Вы узнали о нашей церкви? И что побудило стать одним из пасторов славянской общины?
G. B.: - Мы с женой возвращались из поездки в штат Айдахо. Навещали там старых друзей и искали возможности для служения. Именно тогда мне позвонил один из наших пасторов и сказал, что славянская церковь в Сакраменто (Grace Avenue Bible Church) нуждается в американском проповеднике. Я перезвонил, чтобы уточнить, чем именно мог бы помочь. Мне сказали, что им нужен не только приглашенный проповедник, но и тот, кто регулярно приходил бы и занимался с молодежью. Я встретился с братским советом общины, и мы решили попробовать. В церкви нас с женой приняли очень тепло, и мы с Jan осознали, что Бог призывает нас на Grace Avenue, чтобы служить Его народу. Мы находились в восьмисот милях от дома, ища служения, а Господь открыл дверь для благовестия неподалеку от нас. И теперь, спустя пять лет, мы переезжаем в Айдахо, чтобы быть и там полезными для Бога.
Д. К.: - Наша община очень полюбила Вашу семью. И эти пять лет служения были большим благословением для нас… Военным очень важна слаженная работа в команде. А насколько она необходима в церкви?
G. B.: - Спасибо. Мы тоже очень к вам привязались: будем скучать и всегда помнить о вас в молитвах, по возможности – навещать… Красота концепции команды или командной работы, как ты, Давид, выразился, – в том, что все сосредоточены на общей цели – безопасном завершении миссии или полета. Пилотам даже не обязательно находиться в одной кабине самолета: я летал один, но все авиаторы, которые совершают полет, скоординированы, у каждого – свои обязанности и ответственность за успешное выполнение миссии. И если один из летчиков терпит поражение, весь полет считается неудачным. Пилоты во многом напоминают людей в церкви. Они приехали из разных мест, у них – своя культура, разное образование. Откровенно говоря, вам могут даже не нравиться люди, с которыми вы летите. Но как только вы входите в кабину, все эти различия уходят на второй план, и вы все сосредотачиваетесь на общей цели. Думаю, что для церкви было бы замечательно подражать этой модели. У всех нас разные дары от Бога для выполнения различных служений. Мы все – часть Христова тела, и, как сказал Павел: «Но Бог расположил члены, каждый всоставетела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело?” (1 Коринфянам 12:18-19).
Часть нашей падшей природы выражается в том (и я не думаю, что в этом обязательно есть какая-то враждебность), что у нас выработалась тенденция так считать: то, к чему призвал Бог именно нас, и есть самое важное служение в церкви! Итак, мы склонны думать, что поклонение должно быть приоритетным, или, скажем, детское служение, или наставничество, или что-то еще должно быть самым важным, забывая, что все мы пытаемся (или по крайней мере, должны пытаться) достичь одной и той же цели: принести славу Христу и поделиться Благой Вестью со всеми людьми.
Мы можем и должны сохранять свое разнообразие, можем оставаться уникальными людьми, созданными по образу Божию, и при этом работать вместе для достижения общей цели.
Д. К.: - Для многих из нашей молодежи незабываемой стала миссионерская поездка в Индию. Благодаря Вашим усилиям. Прошло уже три года, а некоторые юноши и девушки все еще поддерживают детей-сирот, с которыми познакомились во время поездки… Насколько важна миссия для церкви?
G. B.: - Твердо верю в важность миссионерской работы. Считаю, что это неотъемлемая часть нашей веры. Миссия помогает церкви отвлечься от самих себя и перевести свой взор на испытания и невзгоды, с которыми сталкиваются наши братья и сестры по всему миру. Умение сосредоточиться на нуждах других часто помогает взглянуть на нашу жизнь с перспективы вечности.
Считаю также поездки нашей молодежи на миссионерские поля бесценным опытом. Тем более, что мы живем в самой богатой, самой благословенной стране мира. Когда наши подростки сталкиваются с реальностью того, что многие люди в мире не имеют обычного жилья, живут впроголодь, лишены родителей или семьи, которая могла бы их поддержать, думаю, что Бог совершает Свою работу в их душах. Уверен, что миссионерский труд благословляет самих миссионеров больше, чем людей, которым они идут служить, потому что позволяет осознать, насколько Бог благословил их.
Когда встречаем людей, которые бедствуют в этом мире и все же испытывают радость оттого, что знают Иисуса, это заставляет нас внимательно и тщательно исследовать свое сердце и свои приоритеты. A также вселяет в нас искреннюю благодарность за все, что Бог сделал для нас.
Д. К.: - Чем Вы были мотивированы, когда начали готовить молодых проповедников, которые смогли бы принять эстафету в служении церкви?
G. B.: - Один из уроков, который я усвоил в самом начале своей жизни, заключается в том, что незаменимых людей не бывает. Эскадрильи истребителей при необходимости должны продолжать функционировать, даже если они, возможно, потеряли пилота. Эскадрилья какое-то время его оплакивает, а затем работа продолжается.
Я видел, как много церквей столкнулись с ужасным кризисом, поскольку были слишком зависимы от человека: будь то ведущий пастор, лидер прославления или кто угодно в служении, потому что эти лидеры не смогли подготовить преемников. Как человек, я не знаю числа своих дней, знает только Господь. Это означает, что как лидер я могу быть призван домой – на Небеса – к Иисусу или же к какому-то другому служению в любое время. Считаю, что было бы безответственно не осознавать эту истину и игнорировать возможность того, что меня, может быть, придется заменить. Уверен, что для любого церковного лидера важно всегда искать одаренных Богом людей, которые в будущем могли бы принять их эстафету в церкви и вооружить их необходимыми знаниями и навыками для выполнения служения. Думаю, что многие церкви сталкиваются с многочисленными кризисами, поскольку их лидеры считали, что они всегда будут оставаться на своих должностях, и поэтому не смогли подготовить себе достойную замену.
Д. К.: - Спасибо, Gary, за Ваш труд. Да благословит Вас Господь на том новом поприще, на которое Он Вас призывает!
(Перевод с английского Ирины Кархут).